10 простых занятий дома на запуск речи от логопеда на каждый день, этапы становления речи

Почему ребенок не говорит сразу предложениями, когда наступает пора для первых слов. Как помочь и запустить речь, а когда стоит обратиться к специалисту за помощью. Дали подробные и простые занятия для развития речи малыша с рождения и до школьного возраста с рекомендациями логопеда.

Основные этапы формирования речи 

Ребенок учится говорить, наблюдая за взрослыми. Речь – это один из основополагающих признаков принадлежности к человеческому виду, потому каждой маме важно знать, когда ее малыш ею овладеет, случится это в определенный специалистами период или несколько позже/ранее установленного срока.

Общение его с другими осуществляется в основном благодаря умению говорить. Речь развивается с рождения поэтапно. Сначала (в 1-1,5 лет) ребенок говорит всего несколько слов, но постепенно его словарный запас увеличивается.

Период пренатального развития 

В пренатальный период, фактически до рождения, ребенок, конечно же, не говорит. Но именно в этот момент формируются основные органы и функции, которые впоследствии будут отвечать за развитие у него этого умения.

Если в пренатальный период что-то пошло не так, например, мама заболела, и нарушилось внутриутробное развитие плода, то велика вероятность появления у малыша речевых патологий. Он либо не сможет говорить вовсе, либо ему будет это делать сложнее, чем сверстникам.

Все важные нейроны головного мозга, за счет наличия которого человек и говорит, формируются к концу шестого месяца, поэтому можно говорить о том, что именно с этого времени у малыша появляется возможность говорить.

Рефлекторный крик 

Условно речевое развитие ребенка от рождения до года делится на 4 стадии, стадия крика является первой из них. Она приходится на период от рождения до 6–8 недели.

Все звуки и крики, которые малыш издает в это время, считаются рефлекторными. Обычно дети издают нечто наподобие гласных звуков, имеющих носовые оттенки.

Короткий вдох и длинный выдох сопровождает крик. Дети кричат просто так, необязательно, что у них что-то болит. С помощью крика они заявляют миру о себе. Проснулся – кричит, засыпает – кричит, проголодался – кричит.

Гуление и гуканье 

Вторая стадия речевого развития. Ее проходят дети в возрасте от 2 до 5 месяцев. Ребенок все еще кричит вместо того, чтобы говорить. Но его крик приобретает интонацию, мама уже может понять, почему малыш кричит, он голоден или его подгузник наполнен.

Гукающие звуки, сочетаясь с гласными, у малыша возникают спонтанно или же в ответ на действия взрослых. С их помощью он учится коммуникации, показывает, что готов к общению.

В этот же период появляется т.н. социальная улыбка, появляющаяся на личике младенца каждый раз, как только в поле его видения оказываются взрослые. Пройдя стадию улыбки, ребенок начинает издавать звуки, похожие на смех.

Гуление же происходит на выдохе, готовя речевое дыхание к настоящим звукам, которые можно будет сложить в слова.

Лепет 

С 6–7 месяцев и до 11–12 месяцев ребенок лепечет. Лепет изначально включает всего несколько уже не звуков, а слогов – ба, ля, па. По мере развития малыша из слогов образуется цепочка, фактически первое слово, например, ба-ба, ля-ля, па-па.

Говорит его ребенок изначально, обращаясь не очень осознанно, но очень быстро понимает, кто именно папа, а кто бабушка. Постепенно его ротовая полость совершенствуется, а язык выполняет все больше движений, что позволяет малышу произносить звуковые комплексы с гласной на конце, которые все больше и больше напоминают именно слова. Запас слогов увеличивается.

Первые слова и фразы

Первые слова и фразы, ребенок при нормальном развитии говорит уже к концу первого года жизни. Но ответ на вопрос о том, во сколько маленькие дети начинают говорить, остается спорным.

Так, девочки могут сказать первое слово в 11 месяцев и к двум годам уже знать массу слов, уметь правильно их произносить. Мальчики же часто не говорят понятно и много до двух и даже до трех лет.

Обычно у годовалого ребенка в запасе до 25 слов максимум. Появляются они благодаря тому, что он постепенно начинает соотносить лепет со словами, обнаруживая, что слоги ма-ма обозначают конкретного человека, что ля-ля – это не просто неопределенный предмет, а игрушка.

Малыши на стадии первых слов и фраз активно играют и общаются со взрослыми. Они уже понимают обращенные к ним слова и фразы, пока не повторяют за взрослыми, но пополняют свой пассивный словарь.

Дети еще не могут произнести сложные названия предметов, но если взрослый попросит указать на этот примет, ребенок уже выполняет это указание.

Смотрите также:  3 простых способа собрать мочу у новорожденного ребенка, советы и хитрости опятных мам

Особенности развития речи с 1 года до 3 лет 

Естественно, что каждого родителя интересует, во сколько его ребенок начнет говорить. Если до года малыш проходит через 4 стадии развития речи, то после 1 года его речь также продолжает развиваться поэтапно.

Выделяют 3 этапа:

Первый этап в 1-1.5 лет. В этот период активно развивается как пассивная, так и активная речь. Под пассивной речью понимается количество понимаемых ребенком слов. Активная речь – это умение говорить.

До 1.5 лет пассивная речь преобладает над активной, т. е ребенок понимает и выполняет простейшие действия по просьбе взрослого, но сам не указывает на то, что хочет делать. Сначала малыш запоминает окружающие его вещи, потом взрослых, далее может назвать имена и обозначения игрушек, на последнем этапе необходимого минимума он начинает называть части тела.

И все же количество понимаемых слов меньше произносимых. Грамматикой речи в этот период малыш еще не владеет, все слова произносит в неизменном виде. На этом этапе ребенок знает порядка 100 слов, но крайне редко их использует.

Второй этап в 1.5-2.5 лет. К двум годам активная речь начинает преобладать над пассивной. Малыши стремятся говорить и делают это при любой представляющейся возможности. К 2.5 годам дети знают порядка 300–400 слов, что объясняется резким скачком в общем развитии.

Малыши активно пользуются не только словами, но и предложениями. Он активно интересуется окружающим миром. Ему интересны вещи и явления, он спрашивает об их происхождении и повторяет полученные ответы. Детям важно как звучат слова, они стараются узнать названия, как можно большего количества предметов.

Грамматика улучшается, ребенок учится правильно использовать падежи и времена. Он уже осознанно контролирует правильность речевого высказывания. Речь в этот период направлена на управление поведением других людей.

Третий этап в 2.5-3 года. К началу этого периода ребенок уже знает около 1 тыс. слов, овладел грамматикой языка и синтаксическими конструкциями. Он уже умеет пользоваться почти всеми частыми словами речи, составлять сложные конструкции предложений. Слово для детей приобретает предметное значение.

Малыши обозначают одними и теми же словами предметы, имеющие различия по внешним признакам, но сходные в каких-то общих характеристиках, важных для него. Предметное обозначение слов приводит к появлению обобщений. На этом этапе ребенок учится превращать предложения в рассказы.

До 3 лет большинство детей уже овладевает речью, умеет хорошо говорит и делает это с удовольствием. Активный словарный запас пополняется, все услышанные однажды слова малыши стараются как можно быстрее повторить вслух.

Особенности развития речи после 3 лет

После трех лет в силу изменений, происходящих в организме, например, резкого скачка роста, ускоряется и речевое развитие. Трехлетка обладает большим словарным запасом, использует развернутые фразы, образует из предложений маленькие рассказы.

Когда дети начинают разговаривать, их порой трудно понять, но в 3 года – это почти уже речь взрослого человека, но со своими особенностями:

  • Звуки. Трехлетки смягчают согласные звуки. Звуки с, з и ц произносят либо не четко, либо пропускают, также заменяют их, «с» меняется на «ф», «з» на «в» или «д», а «ц» на «ф» или на «т», «с» на «т». «Замок» превращается в «вамок», а «очки» в «отьки» или «оцки».С шипящими  «ш, щ, ж, ч» происходит тоже самое. Так появляются такие слова, как «фапка» вместо «шапка» или «вук» вместо «жук». Звуки л и р дети пропускают – «ампа», «люка» («лампа», «рука»).
  • Увеличение словарного запаса. Слова приобретают точное значение. Дети в возрасте 3 лет и старше любят слушать книги, учить стихи, рассказывать маленькие истории. Они все еще с трудом произносят длинные и незнакомые слова, совершая ошибки в использовании тех или иных звуков и ударения, не знают, как правильно произносить слово, в котором два согласных звука стоят рядом. К возрасту 5 лет у ребенка в активном запасе около 2000 слов. К этому времени дети произносят слова четче, не путают звуки, знают слова, образующиеся по аналогии «скобланул» — «царапнул».
  • Грамматика речи. В речи преобладают короткие фразы, которые включают всего несколько слов. Но постепенно, к 5 годам фразы удлиняются, но в 3 года еще присутствует ошибки в правильной расстановке слов в предложениях.
  • Связная речь. Для детей до 4 лет характерна диалогическая речь. Они могут пересказать стих или сказку, могут после рассмотрения картинки или игрушки рассказать о своих впечатлениях. От 4 лет и старше дети уже ответят на вопросы, касающиеся содержания прочитанного текста, передадут на словах личные впечатления.
Смотрите также:  Когда малышу пора переворачиваться, создаем условия, упражнения для укрепления групп мышц

 

Ребенок старше 3 лет говорит так, что его речь уже доступна к пониманию. Дети в возрасте 4–5 лет говорят почти как взрослые, рассуждают, ведут диалог.

Причины для беспокойства 

Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа», «баба» — это его первые слова. Но некоторые дети не говорят очень долго, потом, правда, выдавая целые предложения или фразы.

Это беспокоит родителей, и такое беспокойство вполне оправданно, поскольку неизвестно заговорит ли малыш, как и все, или же у него проблемы, требующие вмешательства. Так, в норме слово «мама» ребенок должен произнести в 1–2 года.

После первого слова обычно начинается пополнение словарного запаса, но, к сожалению, не у всех детей. Насторожить должно следующее:

  • отсутствует лепет или гуление;
  • ребенок не реагирует на обращенные у нему слова, не испытывает интереса к речи взрослых;
  • в 1 год малыш не понимает слов, у него нет реакции на обращенные к нему слова, он не старается имитировать речь взрослых, внимание привлекает только плачем;
  • в 2 года у ребенка нет активного и пассивного словаря, он не умеет построить простую фразу, он не понимает вопросов и не может указать на игрушку или изображение на картинке;
  • в 3–4 года малыши не обращаются к взрослому с вопросами, не пользуется речью или пользуется только 1–2 словами, неспособен назвать предметы, которые его всегда окружали.

Дети с проблемами в речевом развитии не отвечают на вопросы, даже в 3 года их говор непонятен для окружающих, поэтому они активно жестикулируют, либо, наоборот, относятся безразлично к происходящему вокруг.

Малыша не повторяет за взрослыми слова и не проявляет никакого желания это делать в дальнейшем. Повторить слово может только под сильным давлением и не сразу.

Ребенок при этом не обязательно должен быть замкнутым или стеснительным. Он может охотно идти на контакт с другими детьми, играть в игры со взрослыми, но слов не произносит.

Как помочь ребенку начать говорить

Причин для задержки речевого развития множество. Это могут быть перинатальная гипоксия, асфиксия новорожденных, токсикоз у матери во время беременности, соматические болезни, недоношенность.

Родители примерно 80% детей с плохо развитой речью сталкивались с нарушениями в течение беременности, у 55% детей различные патологии речевого развития возникли вследствие проблем возникших во время родов и у 50% малышей они фиксируются, как следствие уже перинатального поражения нервной системы.

Важно помнить о том, что точно ответить на вопрос, в каком возрасте конкретный ребенок начнет говорить не сможет ни один педиатр. Но если сроки начала говорения уже прошли, малыша стоит показать специалисту.

Возможно, речь идет вовсе не о патологии, и ребенок поступает в соответствии со своим индивидуальным планом развития. Малышу нужно помочь заговорить. Делается это при помощи различных упражнений, чтениях книг, просмотра обучающих мультфильмов, песенок, разговоров с малышом.

Если во время беременности возникали проблемы, то лучше не ждать, когда малыш заговорит сам и даже не дожидаться сроков, установленных в норме. Молодым родителям нужно посетить остеопата и других врачей, рекомендованных педиатром.

В более позднем возрасте малышу потребуются серьезные занятия с логопедом.

Занятия для развития речи 

Несмотря на то, что точных сроков помогающих определить, когда именно ребенок должен начать говорить, не установлено, заниматься развитием речи нужно с раннего возраста и как можно чаще. Занятия должны включать игры с предметами, развивающими мелкую моторику, речевую гимнастику, логоритмику.

Потешки и песенки 

Потешки развивают мелкую моторику, а песенки голосовые связки. Примеры потешек и песенок берут из детских книг. Это могут быть известные всем «Ладушки», когда ребенку приходится хлопать ладошами в такт песенке, поднимать руки вверх и дотрагиваться ими до различных частей тела, а также одновременно издавать различные звуки.

Также любима детьми потешка-песенка про сороку, в которой необходимо загибать пальчики и считать.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки, необходимо иметь хорошо развитые небо, язык и губы. Речевые органы состоят из мышц, которые можно и нужно тренировать.

Артикуляционная гимнастика используется для укрепления речевых мышц и подготовки базы для правильного произношения всех звуков.

Нарушения в области произношения звуков приводит к нарушениям в письменной речи, негативно отразится на процессе обучения детей в школе.

Для постановки речи у ребенка взрослому важно самому правильно произносить все слова, не коверкать их и не сюсюкать. С малышами нужно часто и подолгу разговаривать, выделяя слова интонацией, делая ударение на нужных местах.

Смотрите также:  Простые принципы режима ребенка в 6 месяцев, примерный распорядок дня для малыша по часам

Также нужно выполнять специальные упражнения, например, можно скатать из бумаги шарик и выставить на столе нечто вроде футбольных ворот. Ребенок должен дуть на шарик и пытаться забить в ворота гол. Также ребенок может дуть на лопасти вертушки, чтобы заставить ее вертеться.

Логоритмика

Подвижные и хорошо чувствующие свое тело, дети обычно хорошо говорят, первое слово они произносят очень рано. Логоритмика – это комплекс упражнений, которые ребенок должен выполнить под музыку или с помощью стихов. Все движения сопровождаются звуком.

Доказано, что дети, умеющие правильно двигаться хорошо говорят, потому танцы и различные физические упражнения под музыку – это то, что нужно. Пример – игра «Морская фигура», в которой дети совершают различные движения под присказку о морской фигуре и замирают после слов «Морская фигура замри».

Сенсорные игры

Полезны для развития речи и сенсорные игры. Основная их цель – дать ребенку понять новые чувственные ощущения. Ощущения при развитии речевого аппарата могут быть и слуховыми тоже. Детям предлагается слушать шорох листьев, классическую музыку, песенки, играть под песни, трогать предметы разного размера и поверхности.

Например высыпать в контейнер любую крупу и добавить маленькие игрушки, пусть ребенок ищет их, можно даже с закрытыми глазами и угадать на ощупь пальчиками. Игры в песке тоже сюда относятся.

Игры на внимание

К таким играм можно отнести сортировка по цвету, форме, визуально ритмические ряды. Детям по старше можно предложить пересчитать вслух всех утят, гусят или других птиц, находящихся на картинке, при этом других животных пересчитывать не нужно. Цифру предлагается запомнить, после чего проделать то же с оставшимися животными и сказать, кого больше на картинке птиц или других зверей.

Пальчиковые игры

Полезно играть в пальчиковый театр. Подобная игра полезна для развития мелкой моторики, познакомит ребенка с формой, цветом и размером, развивает пространственное восприятие.

Воображение, память, мышление и внимание, помогает улучшить словарный запас, сформировать творческие способности и даже познакомить с азами математики.

Игры на мышление 

Независимо о того, во сколько дети начали говорить первые слова, с ним полезно играть в игры для развития мышления. Детям предлагается считать, сравнивать, сортировать, рассказывать сказку уже прочитанную, а лучше придуманную самостоятельно.

Полезны различные настольные игры, для победы в которых нужно думать. Начиная с 3 лет ребенка уже можно учить играть, например, в шахматы.

Игры на тренировку речевого дыхания

Первые слова ребенка, а вернее, время их произнесения, зависят от речевого дыхания. Его нужно тренировать. Для этого можно использовать мыльные пузыри, дудочки, флейты.

Также детям предлагают надувать воздушные шарики.

Игры на крупную моторику

Детям предлагается играть с мячом, например, в футбол или в волейбол. Помогают игры с резинкой, а также занятия танцами и аэробика. Для самых маленьких найдется тоже много игр.

Зарядка 

Полезно делать утреннюю зарядку. Выполнение упражнений по утрам должно быть регулярным и войти в привычку.

Лучше приучать детей к зарядке с раннего возраста, поскольку в процессе выполнения заданий развивается крупная моторика, логоритмика, внимание и соответственно, речь.

Обзор игрушек для речевого развития 

Речевое развитие ребенка до года проконтролировать сложно, поскольку малыш еще не говорит ничего вслух, только лепечет.

Но когда дети начинают говорить первые слова (еще не фразы и не предложения) им можно предложить игрушки, способствующие пополнению словарного запаса. Это могут быть:

  • различные пирамидки (до 5 колечек, с одинаковым количеством дырочек, одноцветные для детей старше 1 года);
  • мячи (предлагаются с 6 месяцев);
  • кубики (предлагаются с 7 месяцев);
  • машинки на веревочке;
  • куклы.

После года предлагают матрешку, музыкальные инструменты, сортер, рамки-вкладыши, посуду, фигурки животных и людей. Полезно играть с пазлами.

Органы, которые впоследствии помогут ребенку говорить появляются еще в период пренатального развития. Новорожденный уже с 3–4 недель начинает гулить, улыбаться, потом лепечет, смеется.

Говорить дети начинают примерно в 11–12 месяцев. Но определенной нормы не существует, потому так сложно понять действительно ли малыш отстает в речевом развитии или же он развивается в особенном темпе и впоследствии нагонит и даже перегонит сверстников.

В любом случае полезно знакомить детей с развивающими речь упражнениями, играми и игрушками. Это поможет сделать речь более уверенной и четкой, а значит, положительно отразится на обучении.

Если понравилась статья, поделись ей в социальных сетях, сделай репост и помоги другим мамам не совершать ошибок.

Автор статьи: педагог-дефектолог Дороговцева Александра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. Алла

    У меня сил не было на занятия наняла логопеда :idea:

  2. даша В.

    Занятий много всяких и интересных, но мой ребенок не сидит на месте, как с ним заниматься? Уже 2г ему, очень активный

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector