Особенности развития ребенка от 1 года до двух лет

В течении второго года жизни малыш начинает развиваться и познавать мир очень быстро. Беспомощный кричащий комочек становится самостоятельным человеческом со своим норовом и темпераментом. Какими же навыками и умениями должен овладеть малыш в период от года.

Психоэмоциональное развитие ребенка от года до 2 лет

Этот возраст характеризуется развитием системы нервных окончаний, но регулирование возникших чувств для ребенка остается непосильным грузом. Малыш импульсивно реагирует на окружающие предметы и раздражители. Ребенок показывает свою привязанность к родителям: узнает и показывает их на различных фотографиях, с радостью играет с ними.

А вот незнакомые люди вызывают у малыша некую настороженность и бдительность. Не пугайтесь если ваше чадо начнет ломать и крушить все, что попадается ему под руку, именно так ребенок развивается и узнает окружающий мир. Эксперты условно делят этот период на 4 временных промежутков: 1 год – 1,3; 1 год 3 месяца – 1,6; 1 год 6 месяцев – 1,9; 1 год 9 месяцев – 2 года. Какие же особенности развития присущи каждому отрезку?

Первый промежуток этого года характеризуется подражанием взрослых и их деяний, малышу непременно захочется заполучить предмет, который пребывает в руках у взрослого. Также кроха осваивает навык пользования новоиспеченными предметами и игрушками, особый интерес проявляется к состоящим из различны частей игрушкам. На протяжении этого периода ребенок постигает навыки анализа, сравнения и обобщения.

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев – период проявления упрямства и непослушания, которым ребенок поразил своих близких еще в годик. Ваше чадо с любопытством нарушает различные запреты для того, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.

Развитие ребенка в год и 7 месяцев до 1 года 9 месяцев? Именно в это время ребенок наблюдает появление любых реакций от своих родителей на все происходящее для того, чтобы уловить некую связь между поступками и предметами. У малыша начинает активно развиваться часть головного мозга, которая взаимодействует с развитием познавательных и речевых способностей. Ребенок начинает перебарывать свою пугливость и постепенно изучать неизвестные явления и предметы.

1 год 9 месяцев – 2 года – это временный промежуток, когда малыш продолжает пугать и изумлять родителей своими внезапными действиями и исследованиями. Очень важно чтобы родители не ругали его за эти эксперименты, а направляли его любознательность в правильное русло.

Кроха постепенно начинает проявлять терпение и повиновение. Его начинают интересовать другие дети, он проявляет желание общаться и играть с ними. Также ребенок начинает осознавать, что он девочка или мальчик, проявлять любопытство к женским или мужским увлечениям соответственно.

Нервно-психическое развитие ребенка

В период от 1 до 2 лет ребенок применяет на практике полученные навыки и умения для предстоящего исследования окружающей среды. Он пытается изучить предмет дотрагиваясь до него, понюхивая или пробуя его на вкус. Малыш постоянно находиться в предвкушенном состоянии изучения новых и неизведанных предметов. Этот период часто называют исследовательским.

Основываясь на особенностях нервно-психического развития ребенка, нужно позволить ему почувствовать свободу изучения окружающих явлений. Но забывать о мерах безопасности и оставлять кроху без присмотра категорически нельзя. Также помним когда наступают скачки роста у ребенка после года.

Нервное и речевое развитие ребенка в этот период идет в интенсивном и активном темпе. Поначалу он говорит немного, но все понимает. До 1 года 5 месяцев малыш все свои силы израсходует на исследование и освоение. Словарный запас малыша состоит с нескольких десятков простых слов и фраз.

Смотрите также:  Как улучшить сон малыша и высыпаться маме, налаживаем режим сна и бодрствования

Ребенок во время общения со взрослыми или другими детьми во всю использует мимику и жесты. Когда малыш указывает на предмет, обязательно нужно подтвердить его слова. Так он будет осознавать, что его понимают, и стараться овладеть большим количеством незнакомых слов.

Еще одной интересной особенностью раннего нервно-психического развития у детей является возникновение ассоциаций на определенные слова или выражения.

Есть ли различие между развитием девочек и мальчиков

Различия в развитии мальчиков и девочек наблюдаются с первых секунд их жизни. Гормональная система, которая зависит от пола ребенка, оказывает существенное влияние на большинство систем человеческого организма и непосредственно на мозг.

Длительные исследования помогли ученым установить, что мужские и женские определенные зоны мозга значительно отличаются друг от друга. Это явление объясняет множество психологических различий: развитие мышления и речевого аппарата, свойства памяти и созерцания.

Таким образом у мальчиков гораздо лучше развито восприятие пространства и мышление, а у девочек более быстрее формируется умение применять и осознавать речь. Также можно проговорить то, что мальчики больше нуждаются в потребности движения, чем девчонки.

Физические навыки малыша от 1 года до 2 лет

После первого года скорость физического развития и роста будет понемногу уменьшаться. Малыши с удовольствием перемещаются возле любой опоры, поверхности или с помощью родителей, а некоторые уже пытаются самостоятельно бегать.

Обычно к этому возрасту малыш уже должен был освоить навыки самостоятельного сидения, стояния, активного ползания. Для обучения малыша уверенной ходьбы, не переусердствуйте с поддержкой и помощью вашего чада. Позволяйте ему одолевать недлинные дистанции, но обязательно подстраховывайте его на дистанции протянутой руки.

Детям в этом возрасте очень нравятся активный досуг с родителями, он с легкостью перекачивает мяч маме или папе. Малыш уже уверенно перешагивает препятствия и поднимается на небольшую высоту (различные поверхности, диван). Ни за что не отнимайте у ребенка возможности двигаться, так как этот запрет может спровоцировать появление нервного срыва, раздражения, апатии или вялости.

Режим дня ребенка после года

Второй год жизни малыша основывается на происхождении различных изменений в его организме, вследствие чего ребенок начинает быстро уставать и выполнять ежедневно множество продуктивных и полезных действий.

Дети приступают к активному самостоятельному хождению, начинают использовать ложку, проговаривать все больше и больше новых несложных слов. Все эти каждодневные операции нуждаются в большом количестве энергозатрат.

Ребенок может спать один или несколько раз в течение дня. Тогда продолжительность первого сна должна быть около 2-2,5 часа, а второго – примерно два часа. Но часто встречаются случаи, когда малыш может спать только один раз, и тогда его сон занимает 3-4 часа.

Для спокойного и продолжительного сна, пытайтесь укладывать кроху на дневной и ночной отдых в одно и то же время. Это благоприятно повлияет на общее самочувствие вашего чада, и поспособствует формированию некого рефлекса.

В теплое время года старайтесь чтобы дневной сон малыша проходил на свежем воздухе. При отсутствии такой возможности, открывайте форточку или окно во время отдыха вашего малыша.

Навыки личной гигиены

После получения свободы движения, малыш начнет постепенно отдаляться от родителей и его окутает желание быть независимым и самостоятельным. Ребенок в этом возрасте будет стараться самостоятельно использовать ложку, применять чашку или поильник по назначению, снимать с себя некоторую одежду (шапку, носки), и даже начнет осваивать горшок и его приспособления.

Смотрите также:  8 скачков роста и развития от рождения, до двух лет, как распознать и чем помочь ребенку

Кроха станет замечать, когда его одежда запачкалась или промокла, и информировать о своем неудовлетворении и раздражении. Также понемногу начнет овладевать навыками собственной гигиены: дает сигнал о желании справить нужду, пытается самостоятельно умываться.

Специалисты советуют приучать малыша с этого возраста мыть руки после посещения улицы или перед принятием пищи. А когда появится первый зубик, ознакомить малыша с зубной щеткой и ее способностями.

Рацион питания ребенка после года

Для сбалансированного и разнообразного рациона годовалого малыша вовсе не нужно пичкать его причудливыми и экзотическими продуктами и деликатесами. Во время составления рациона питания родителям нужно придерживаться существующих ограничений и включать в него следующие компоненты:

  1. Овощи и фрукты. Ежедневная норма употребления этих продуктов составляет: 150–200 г — фрукты, 350 г – овощи. Овощи и фрукты должны быть почти главным составляющим каждого приема пищи, но для разнообразия меняйте их консистенцию.
  2. Рыба и мясо. Несколько раз в неделю ребенка нужно кормить рыбным блюдом. Недельная норма употребления рыбы для годовалого ребенка – 200 г.
  3. Молочнокислые продукты – имеют огромное количество кальция, жиров, белков и витаминов, которые важны для правильного роста и развития зубов и костей. Суточная норма – 500-650 мл.
  4. Различные крупы, каши и макароны. В рацион питания уже можно добавлять различные крупы, молочные каши (безмолочные) и макароны. Эти продукты помогут освоить навык пережевывания мелких кусочков.

Нужно воздержаться от кормления годовалого малыша аллергенными продуктами (шоколадные изделия, копчености и пряности).

Примерное меню. Педиатры считают, что весь ежедневный рацион питания малыша 1-2 лет необходимо разделить на 5-6 подходов.

  1. Завтрак. Утром лучше всего варить овсяную, рисовую, гречневую или кукурузную кашу на молоке (воде), давать кусочек хлеба, заваривать некрепкий чай или компот.
  2. Второй завтрак. Спустя пару часов после первого приема пищи малышу можно предложить ягодное или фруктовое пюре, йогурт или яблоко, запеченное в духовке. Эти продукты помогут запустить процессы пищеварения и выработать желудочный сок, который нужен для дальнейшего приема пищи.
  3. Обед. Этот прием пищи считается базой всего рациона питания за день, поэтому он должен отличаться сытностью и сбалансированностью.  На первое лучше приготовить суп на не очень жирном бульоне и без добавления каких-либо специй и соли. Вторым компонентом обеда может быть овощное пюре, макароны или каша несладкая.
  4. Полдник. Спустя некоторое время после предыдущего приема пищи ребенка можно угостить молочной кашей, сырниками или творожной запеканкой.
  5. Ужин. После увлекательного и тяжелого дня ребенок с удовольствием полакомится кашей, овощным пюре или же салатом, мясным или рыбным рагу, компотом или некрепким чайком. Важно соблюдать перерыв (5 часов) между обедом и ужином.
  6. Второй ужин. Перед началом ночного сна ребенка лучше всего покормить любым кисломолочным продуктом (ряженка, кефир, йогурт).

Это пример каждодневного рациона питания годовалого малыша, в который можно вносить свои коррективы в зависимости от самочувствия ребенка и его естественных потребностей.

Методики развития детей от 1 года

Для своевременного развития и приобретения ребенком новых знаний и умений, родители должны помочь ему в этом:

  • постарайтесь отучить ребенка сидеть на ваших руках, позвольте ему почувствовать свободу движения;
  • часто разговаривайте с малышом, ведите беседы, правильно озвучивайте названия предметов, что окружают вас, уделите немного времени на чтения детских книжек, ведь именно они способствуют быстрому развитию речи у ребенка;
  • все ваше свободное время проводите с ребенком играя в различные развивающие игры (детский сортер, пирамидка, кубики и другие), предложите крохе поиграть в любую несложную сюжетную игру (гонки, стройка), покажите малышу несколько пальчиковых игр.
Смотрите также:  За что отвечают моноциты в крови, причины повешения, норма и последствия

Создайте вашему малышу мир с яркими и разнообразными впечатлениями, и тогда он получит все многообразие опыта.

Развитие речи с 1 года до 2 лет

В период от 1 года до 2 лет малыш уже должен был освоить множество известных легких словечек. Его активный словарь должен содержать 10-25 слов, и малыш уже начал использовать речь, как средство общения. Кроха может правильно выговаривать слова, не полностью воссоздавать форм слова, выговаривать только некоторые слоги, копировать голоса животных и звуки окружающего мира.

Для развития детской речи в возрасте от 1 года до 2 лет, родители должны выполнять такие основные задачи:

  1. Приучать ребенка повторять и копировать взрослую речь;
  2. Сохранять его желание контактировать и общаться с окружающими людьми;
  3. Формировать умение вникать и понимать речь взрослых людей;
  4. Научить малыша создавать мыльные пузыри, дуть в свисток или дудку;
  5. Помочь малышу освоить навык выражения своих мыслей с помощью слов или коротких фраз.

Развитие мелкой моторики

Развитие моторики отыграет значительную роль при формировании детской речи, так как отделы мозга, которые отвечают за развитие моторики и речи ребенка, находятся очень близко друг к другу. Нескоординированность и неуверенность движений, неудачные попытки точных движений рукой или пальчиками – основные предводители для обращения к детскому неврологу.

Под конец второго года жизни малыш должен выполнять действия, которые подтвердят достаточное развитие мелкой моторики:

  1. Уметь бегать.
  2. Уверенно взбираться на лестницу.
  3. Не очень высоко подпрыгивать или же перепрыгивать через небольшое препятствие.
  4. Бить ножкой по детскому мячу.
  5. Переступать через препятствия или предметы.
  6. Умеет двигаться назад (отходить).

Развитие восприятия у двухлетних детей

Восприятие у двухлетнего ребенка имеет бессознательное проявление. Малыш заостряет свое внимание на ярких, выраженных признаках какого-либо предмета, причем эти особенности могут быть совсем не главные.

Ребенок уже освоил навык различения предметов по размеру, цвету или форме. Основной прилив новой информации кроха воспринимает с помощью своего зрения. Дети этого возраста имеют отличную координацию зрительной системы, но им трудно воспринимать синхронно одно целое и его составляющие.

Восприятие тактильным способом положительно содействует ориентированию малыша в окружающей среде. Он пытается понять и ощутить различия между горячим и холодным, твердым и мягким, шершавым и гладким.

У двухлеток слуховое восприятие отлично развито, поэтому они с легкостью различают различные интонации, с которыми говорят их близкие, уже известные им песенки и стихотворения.

Время, проведенное с малышом, проходит мгновенно, так как очень увлекает наблюдение за его новыми изменениями. Этот период основывается на первых словах, первых шагах ребенка, на исследовании окружающей среды, на развитии навыков и умений общения и самообслуживания.

Исследуя основные периоды развития ребенка, не забывайте, что все дети и люди полностью индивидуальны. Поэтому не поднимайте сразу же панику если ваше чадо немного отличается от остальных детей.

Над статьей работал педиатр Мария Мягкова.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях к статье, пролистав в самый низ страницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector