Умения малыша в каждом месяце до года, советы для полноценного развития

Как проходит развитие ребенка до года с видео–календарем. Новые умения и навыки ребенка по каждому месяцу отдельно, подробно и на доступном языке. Подготовили простые советы родителям для развивающих занятий дома с детьми.

Что должен уметь ребенок по месяцам до года

Каждая хорошая мама волнуется за своего малыша и следит, чтобы он правильно развивался. Но не все знают, когда и какие навыки ребёнок должен приобрести. Любой возраст ребёнка характеризуется какими-то новыми навыками, но не стоит ожидать от ребенка четкого исполнения, темп развития и сроки индивидуальны.

Первый месяц

В первый месяц жизни происходит адаптация к новой среде. Первые 1–2 недели здоровый малыш много спит, период бодрствования составляет всего 4–6 часов в сутки. Спокойный и здоровый сон в этот период очень важен для роста и развития новорожденного.

Первое время кожа ребенка сморщена и имеет красноватый оттенок, а ручки и ножки немного искривлены. Это последствия внутриутробного развития, когда малыш находился в ограниченном пространстве.

Движения хаотичны, малыш совсем не умеет управлять руками и ногами, может случайно сам себя ударить по лицу или испугаться вида собственных рук. В первые дни жизни взгляд не сфокусирован. Обо всех своих потребностях малыш сообщает плачем.

Запеленованный малыш

К концу месяца ребенок приобретает способность немного координировать движения рук и ног. Он может ухватиться за палец взрослого и сжать его.

При выкладывании на живот малыш пробует приподнять голову, но не может ее удерживать более 3–5 секунд. Часто может возникать икота.

К концу месяца жизни малыш радует родителей своей первой улыбкой.

Второй месяц развития ребенка

На втором месяце жизни ребенок продолжает учиться управлять движением рук и ног, активно развивается мышечная система.

Главным новообразованием этого возраста является «комплекс оживления» — малыш активно двигается, размахивая ручками и ножками, если видит взрослого или другой интересный для него объект.

При этом он сопровождает свои движения гулением, которое к концу второго месяца переходит в агуканье – произнесение не только отдельных гласных звуков («о», «а», «у»), но и попытка повторить за взрослым несложные сочетания (агу, уа, бу и др.) и собственные звуковые импровизации.

При небольшой помощи взрослого малыш сможет перевернуться со спины на живот. Некоторые крепыши способны проделывать этот трюк полностью самостоятельно к двум месяцам. Укрепляются мышцы спины и шеи, благодаря чему ребенок может более длительно удерживать голову, поворачиваться на источник резкого звука и следить за перемещением предметов.

Новорожденные ребенок

Двухмесячный младенец умеет распознавать простейшие эмоции человека и реагировать на них. Предметы окружающего мира вызывают живой интерес, но силы захвата пока хватает только на рефлекторное удержание легких и небольших предметов.

Третий месяц

На третьем месяце жизни у ребенка расширяются возможности для активного познания окружающего мира. Малыш умеет уверенно держать голову в вертикальном положении. Хорошо переворачивается со спины на живот и может удерживать грудь и голову приподнятыми с опорой на предплечья.

При поддержке за подмышки и вертикальном положении тела трехмесячный младенец немного опирается ножками на поверхность и перешагивает в воздухе.

Речевое развитие малыша проходит в активных экспериментах по всеми звуками, которые удалось освоить. Ребенок пробует использовать их для «диалога» со взрослым, отвечая на обращенную к нему речь протяжными гласными или отдельными слогами.

Захват кисти руки становится достаточным, чтобы осознанно ухватывать и удерживать интересующий его предмет. Многие дети к концу третьего месяца жизни могут сами вынуть соску изо рта и вернуть обратно. Основной способ познания окружающего мира – оральный. Любой попавший в руки предмет будет помещен в рот и обследован.

Малыш на коленях

Малыш заинтересованно слушает обращенную к нему речь, проявляет интерес к песенкам, потешкам и просто рассказам обо всем, что видит вокруг.

Четвертый месяц

В возрасте 4 месяцев происходит активное развитие зрения. Малыш начинает следить глазами за предметами, пристально рассматривать игрушки, словно «ощупывая» их форму и размер.

Смотрите также:  5 упражнений, чтоб малыш вовремя пополз и что делать, если ребенок отказывается ползать

Столь же внимательно младенец вглядывается в лица родных – он уже может уловить изменения во внешнем облике мамы или ее мимике. Такое пристальная зрительная сосредоточенность – один из признаков нормального психофизического развития.

Также активно ребенок начинает открывать мир звуков. Грудничок может определить источник музыки, например, остановить взгляд на игрушке или внимательно вслушивается в обращенную к нему речь. Возникают первые попытки построить диалог – младенец радостно гулит при появлении мамы, громко смеется во время игры. В 4 месяца малыш может произнести первые слоги: «ма», «та», «ба» и другие.

Все больше кроха исследует возможности собственного тела. Он уже уверенно держит голову, пытается повернуться на бочок. В положении, лежа на животе, старается приподняться, опираясь на ладони или предплечья. Все чаще малыш пытается захватить игрушку самостоятельно, но пока сил для этого мало. Однако если вложить ему в ручку погремушку, то держать ее он будет достаточно уверенно.

Развитие ребенка

Итак, в 4 месяца ребенок может и умеет:

  • следить глазами за предметами;
  • сосредоточить взгляд на обращенном к нему человеке;
  • гулить или даже воспроизводить отдельные слоги;
  • приподнимать голову или корпус в положении, лежа на животе.

Пятый месяц

На пятом месяце жизни ребенок все лучше различает голоса и лица. Так, он уже может определить голос мамы среди шума или отличить родного от незнакомца. Эмоциональная сфера также развивается – на чужого человека малыш может отреагировать плачем, а близких приветствовать улыбкой.

Речевой ассортимент пополняется слогами – порой составляющие их звуки сложно различимы. Все чаще малыш исследует свое тело – рассматривает ручки, тянет их в рот. Настоящим «открытием» становится большой палец руки. С его помощью ребенок усиливает хват, за счет которого он может брать игрушку самостоятельно и даже перекладывать ее из руки в руку.

Внимание малыша привлекают собственные ноги. Лежа на спине, он поднимает их вверх, рассматривает и даже пытается попробовать на вкус. В положении на животе ребенок совершает легкие раскачивания вперед-назад. Это предпосылки для ползания.

В 5 месяцев развития ребенка есть:

  • распознавание лиц;
  • активное гуление;
  • самостоятельный захват и удерживание предметов.

Шестой месяц

К полугоду младенец хорошо развит физически и умеет самостоятельно переворачиваться, недолго сидеть с поддержкой или даже стоять на выпрямленных ногах, если мама придерживает его за ручки. Попытки ползания становятся более активными, пока же малыш только подтягивает корпус на вытянутых руках.

Ползает малыш

Слух становится все острее. Малыш реагирует на слабый шум, например, поворачивает голову на шепот или журчание воды. Развитое зрение улучшает координацию движений малыша – он может схватить даже мелкие предметы и крутить их в руках долгое время.

Интересно протекает психологическое развитие полугодовалого ребенка. Все больше выражена привязанность к маме, малыш требует себе все больше внимания, ведь потребность в дневном сне уже не так велика. Малышу нравится, когда с ним играют в «прятки», демонстрируют игрушки, разговаривают на разные голоса или поют песенки. Особое удовольствие ребенку доставляет созерцание собственного отражения в зеркале. В этом возрасте вводится первый прикорм.

Развитым по возрасту ребенка в 6 месяцев можно считать, если он:

  • сидит с поддержкой;
  • хорошо владеет двумя руками;
  • активно реагирует на предметы и звуки;
  • предпринимает попытки ползать.

Седьмой месяц

В этом возрасте появляется потребность к ползанью, чтобы дотянуться до интересующего предмета. Существуют навыки ребенка, которыми в этом возрасте он уже должен владеть.

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно.
  • Приподниматься на ручках, интересоваться игрушками, дотягиваться до них.
  • Если малышу не удается достать предмет, то он настойчиво потребует, чтобы ему помогли.
  • Интересующие предметы он разглядывает, трясет, стучит ими о пол, в это время ребенок изучает новые игрушки.
  • В этом возрасте малыш должен стараться встать на ножки, держась за спинку кроватки, даже если ему это не удается, попытки должны быть.
  • На твердой опоре, держась за руки взрослого, здоровый малыш станет выпрямлять ножки и пытаться прыгать.
  • В 7 месяцев и девочки и мальчики должны сидеть, возможно, еще с поддержкой. Особо активные дети могут садиться самостоятельно.
Смотрите также:  Когда ребенок начинает ходить, что делать, если ходит на цыпочках, выбираем правильную детскую обувь

Малыш сидит на ковре

Кроха активно лопочет, произносит слоги и изображает интонации. Он различает знакомых и незнакомых людей, откликается на имя, различает эмоции взрослых людей, может улыбнуться в ответ.

Восемь месяцев

В этом возрасте повышается физическая активность, а темпы роста немного приостанавливаются. Малыш должен иметь достаточный мышечный корсет, чтобы самостоятельно сидеть, приподниматься, переворачиваться с боку на бок.

  • Память в этом возрасте совершенствуется, и кроха способен помнить недавние события, повторять действия за взрослыми людьми.
  • Это время активного прорезывания зубов.
  • Ребенок проявляет повышенный интерес к необычным предметам: кастрюле, связке ключей, клавиатуре компьютера и т. д.
  • Можно заметить приобретенную способность малыша возвращаться к своему занятию, когда его отвлекли.
  • Он умеет концентрировать внимание и принимать решения в затруднительных ситуациях.
  • В процессе игры малыш начинает понимать, что можно играть с двумя игрушками одновременно.

Важно, чтобы ребенок как можно больше знакомился с окружающим миром, поскольку это благоприятно влияет на развитие детей.

Девять месяцев

Педиатры называют этот возраст эпикризным сроком, то есть пришло время оценить навыки и умения малыша.

  1. В этом возрасте ребенок самостоятельно меняет положение тела, садится, ложится, приподнимается на ручки и ножки.
  2. Способен встать и простоять некоторое время, держась за опору, затем принять сидячее положение.
  3. Если звучит музыка, то малыш старается делать ритмичные движения, особенно повторяя за взрослыми.
  4. Отступает желание постучать игрушкой о пол, малыш учится использовать ее по назначению.
  5. Активно развивается мелкая моторика, кроха способен поднять с пола очень мелкий предмет.
  6. Появляется повышенный интерес к механическим игрушкам.
  7. Ребенок активно социализируется, увидев себе подобного карапуза, он приблизится и попытается с ним взаимодействовать.
  8. С удовольствием копирует поведение взрослых. Пришло время научить малыша играть в ладушки, показывать, какой он большой и т. д.
  9. Развивается речь, кроха уже знает, где мама или папа и на вопрос может ответить, показав пальчиком.
  10. Разбирается в интонациях. Если он слышит угрожающий тон, то может сильно напугаться.
  11. Многие дети в этом возрасте уже пытаются произносить простые слова, например, мама, папа, ля-ля и т. д.

Ребенок на коврике

Ежемесячные наборы массы тела продолжают снижаться, потому что повышается активное физическое и умственное развитие.

Десять месяцев

В этом возрасте ребёнок может самостоятельно стоять, но делает шаги только с поддержкой взрослых. Все его действия достаточно целенаправленные. Активно наполняется пассивный словарный запас. Благодаря этому, он может выполнять простые задания. Например, дать что-то. К тому же появляется умение собирать предметы, которые лежат недалеко.

Может проявляться отсутствие концентрации. Малыш легко отвлекается на другой объект или действие и забывает про то, что делал ранее. Также появляется навык управления поведением родителей.

Развиваются и речевые навыки. Малыш в состоянии произносить простые слова с повторяющимися или похожими слогами. Например, «мама», «папа», «дядя», «тётя», «баба», «деда» и т. д. Кроме того, появляются жесты.

11 месяцев

Прежде всего чадо начинает самостоятельно ходить. Развивается интерес к окружающему миру. Особенное внимание привлекают мелкие вещи, которые нередко тут же отправляются в рот. Ребёнок учится искать то, что потерялось.

Малыш лопает пузырь

Развитие ребенка не останавливается. В этом возрасте малыш начинает интересоваться книгами, учится переворачивать страницы. Игры, которые нравятся ребёнку, начинают повторяться. Становится больше различных действий с предметами.

Чадо нанизывает, соединяет, разъединяет, ломает. Ребёнок редко контролирует свою силу, поэтому игрушки часто рвутся или ломаются. Речь продолжает развиваться. Развивается умение копировать звуки, в лексиконе появляются звукоподражательные слова. Например, «му-у-у» или «гав».

12 месяцев

Впервые начинает развиваться моторика рук. Появляются хватательные движения с помощью большого и указательного пальцев.

Ребёнок продолжает исследовать всё, что его окружает, однако, дальность этого окружения растёт. Малыш уже самостоятельно начинает изобретать новые способы игры с предметами.

Смотрите также:  Как понять норму веса ребенка с рождения до года, таблицы по месяцам

Активно развивается навык хождения, поэтому именно в этом возрасте особенно важно не спускать с малыша глаз. Также ребёнок начинает понимать, когда его хвалят и оживляется, и радуется одобрению со стороны окружающих.

Среди речевых аспектов до года можно выделить способность ребенка звать на помощь.

Что должен делать ребенок. Итоги первого года

Первый день рождения малыша — важный рубеж не только для него, но и для родителей. Порой мамы сильно переживают как проходит развитие ребенка в первый год жизни, малыш может не успевать за сверстниками.

Врачи же призывают родителей не беспокоиться, так как все дети развиваются индивидуально. Специалисты дают перечень умений, которые должен охватить малыш к первому году жизни.

Навык Возраст
Появляется реакция на неприятные запахи 6–7 месяцев
Хорошо различает цвета, узнаёт знакомые предметы, появляется представление о пространственных величинах 5–6 месяцев
Умеет искать игрушку, спрятанную родителями или другими детьми. Протягивает игрушки другим детям 11–12 месяцев
Может держать чашку или поильник без посторонней помощи 6–7 месяцев
Появляется потребность в самостоятельности: может помогать родителям в момент одевания, проявляет желание самостоятельно держать прибор, занимает себя без участия взрослых на 10–20 минут 10–11 месяцев
Запоминает имена близких людей, названия игрушек, действий или предметов 5–6 месяцев
Осознаёт смысл слова «нельзя» 11–12 месяцев
Знает и произносит от 5 до 10 простейших односложных слов 10–12 месяцев
Может переносить ранее изученное действие с одной игрушки на другую. Например, сразу же пытаться возить новую машину, кормить мягкую игрушку. 9–10 месяцев
Самостоятельное хождение без опоры 11–12 месяцев
Может выполнять простейшие поручения, например: «отдай», «возьми», «принести», «положи» 10–12 месяцев
Улыбается, смеётся, появляется стеснительность, любопытство, злость 5–6 месяцев
Распознаёт лица близких людей (мамы, папы, бабушек и дедушек) по фотографиям 7–8 месяцев
Самостоятельно взаимодействует с игрушками, может их катать, водить, кормить зверят 8–10 месяцев

Какие проблемы могут быть в развитии ребенка первого года жизни, что советуют делать специалисты

В один год малыш должен пройти плановый осмотр следующих специалистов:
  • хирург;
  • стоматолог;
  • педиатр;
  • невролог;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог.

Помимо этого, проводятся исследования и сдаются анализы. Такой осмотр позволяет выявить наличие заболеваний и отставание в развитии у детей в возрасте первого года. Не пропускайте это обследование для того, чтобы своевременно замечать проблемы и устранять их на ранних этапах развития ребенка.

Особое внимание стоит уделить посещению невролога.

Врачи предлагают к вниманию родителей несколько полезных советов, которые помогут малышу развиваться правильно и своевременно.

  1. Для развития координации в пространстве и моторики ребёнку нужно приобрести пластмассовые или мягкие кубики. Выстраивая из них башенки и пирамидки, малыш научится пониманию пространства.
  2. Чаще играйте с ребенком в «ку-ку». Эта незатейливая игра помогает понимать постоянство окружающих объектов, даже тех, что исчезают из поля зрения.
  3. Больше разговаривайте с ребенком. Рассказывайте, что вы делаете, называйте каждую вещь, с которой взаимодействуете, своим именем.
  4. Чаще читайте ребенку лёгкие сказки, в игровой форме просите произносить отдельные звуки и слова. Даже если ребёнок не повторяет, он запоминает и анализирует происходящее.
  5. Поощряйте самостоятельность. Если ребёнок пытается самостоятельно научиться есть ложкой, не стоит ему мешать, даже если вы рискуете потом долгое время отмывать запачканную кухню.
  6. Соблюдайте режим дня и вечерние ритуалы. Жизнь ребенка в 1 год должна быть расписана по часам. Время подъёма, кормления, игр и сна должны наступать своевременно.
  7. Перед сном ребёнок принимает водные процедуры, ложится спать под мамину колыбельную. Это успокаивает и расслабляет ребёнка. А полноценный отдых очень важен для восстановления сил и нервной системы. Ведь завтра наступит новый день и малыша ждет много новых и интересных открытий.

Понравилась статья? Сделай репост, помоги другим мамам получить ответы на вопросы и узнать актуальную информацию

Над статьей работали: педиатр Марина Мягкова и педагог-дефектолог Дороговцева Александра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. Лариса Гордеева

    Очень полезные советы, всё подробно расписано, особенно для неопытных мамочек, которые только родили и ещё не знают всех нюансов и особенностей малышей. Спасибо за отличную статью!

  2. Анастасия Иванова

    Спасибо за такую подробную статью, я молодая мамочка и многого не знаю, сохранила себе в закладки и буду пользоваться вашими советами)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector